АО «УКВЗ» – Усть-Катавский вагоностроительный завод

Усть-Катавский вагоностроительный завод

Усть-Катавский вагоностроительный завод (АО «УКВЗ») из Челябинской области в составе Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет выпуск трамваев и продукцию для ракетно-космической отрасли.

История и деятельность

Усть-Катавский вагоностроительный завод основали в 1758 году как железоделательный.

Основателями целой империи железоделательных заводов на Южном Урале были симбирские купцы братья Твердышевы и Мясников.

Симбирские купцы Иван Борисович Твердышев с братьями Яковом и Петром и Иван Семенович Мясников за сравнительно короткое время – с 1744 по 1765 годы основали на Южном Урале 5 медеплавильных и 5 железоделательных заводов.

Несомненно заслуга Твердышевых и Мясникова в развитии металлургической промышленности России, снабжении страны железом и медью велика.

В конце шестидесятых – начале семидесятых годов XVII века их заводы поставляли 22-23% общероссийской меди, 12-13% железа.

Железо, производимое на Усть-Катавском заводе, водным путем доставлялось в центр страны для продажи.

После смерти в 1780 году И.С. Мясникова Усть-Катавский завод по наследству достался самой младшей из его дочерей Екатерине, в замужестве Козицкой.

Мужем Екатерины Ивановны был статс – секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий.

У Козицких было две дочери Анна и Александра. Усть-Катавский завод унаследовала младшая дочь Анна, в замужестве Белосельская – Белозерская.Князья Белосельские – Белозерские владели Усть-Катавским заводом до конца XIX века.

У князей было трое детей: сын Эспер и дочери Екатерина и Елизавета. Последним владельцем вагоностроительного завода был сын Эспера Белосельского – Белозерского Константин.

10 декабря 1898 года Царь Николай II по предложению Кабинета Министров разрешил князю К.Э. Белосельскому – Белозерскому продать Усть-Катавский железоделательный завод Бельгийскому акционерному обществу под названием «Южноуральское анонимное металлургическое общество».

В тот же день были высочайше утверждены условия деятельности в России Бельгийского акционерного общества. В т.ч. по устройству и эксплуатации Усть-Катавского завода по изготовлению железнодорожного подвижного состава и других железнодорожных принадлежностей.

Князь за свой завод получил 412 500 рублей. Правление Бельгийского общества находилось в г. Льеже, представительство работало в г. Санкт-Петербурге.

Главным директором завода был назначен Леопольд Лаллеман.

Иностранные владельцы перепрофилировали завод в вагоностроительный.

 

На правом берегу реки Юрюзани построили первые 10 благоустроенных домов, один из которых занял директор завода.

Через реку перекинули железнодорожный мост. Местным жителям вход в поселок бельгийцев был категорически запрещен.

Лаллеман был директором завода до 1910 года, затем его сменил Генрих Георгиевич Шефер, работавший до этого техническим директором.

Сын немецкого колониста Г.Г. Шеффер закончил Рижский политехнический институт и был приглашен в Усть-Катав в 1906 году.

Бельгийцы в течение двух лет построили 10 новых цехов и начали выпуск вагонов для МПС: большегрузные вагоны «пульман», крытые 16-тонные вагоны, отдельные платформы.

В 1901 году  изготовили трамвайный вагон открытого типа для города Тифлиса. Электрооборудование вагона поставила немецкая фирма «Сименс».

С тех пор с перерывами на две войны на Усть-Катавском заводе выпускают трамвайные вагоны.

После освобождения Усть-Катава от колчаковцев завод был национализирован и его вновь возглавил Г.Г. Шеффер, уволенный бельгийцами в 1916 году.

Завод восстанавливался и продолжал выпуск железнодорожных вагонов и платформ.

В тридцатые годы прошлого века началось производство трамвайных вагонов по конструкторской документации Мытищинского машиностроительного завода. До войны ежегодно выпускалось по 150 вагонов.

С началом Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск продукции для нужд фронта.

 

В Усть-Катав были эвакуированы Брянский завод «Арсенал», Мытищинский машиностроительный завод и часть Сталинградского завода «Баррикады».

Завод возглавил депутат Верховного Совета СССР, инженер – полковник Александр Васильевич Куранов.

На заводе освоили выпуск реактивных снарядов для установки БМ-13 («Катюша»), пушек для танка Т-34, батальонных минометов, зенитных повозок.

За разработку конструкции зенитных платформ ЗУ-13 инженер – конструктор завода Белоостров Александр Васильевич был удостоен Государственной премии.

Около 2000 жителей города ушли на фронт, более 600 из них не вернулись. Трое усть-Катавцев стали Героями Советского Союза: В.И. Клоков, С.Ф. Кондрин, Н.И. Феничев.

За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны завод  наградили орденом Трудового Красного Знамени в 1945 году.

В послевоенные года начался новый этап в развитии завода.

 

В 1949 году директором завода был назначен Белоконев Тимофей Яковлевич.

На предприятии начали осваивать производства спецтехники.

Завод являлся и является градообразующим и его развитие неразрывно связано с развитием города.

В Усть-Катаве заводчане построили Дворец Культуры, стадион, профтехучилище, техникум и т.д.

После войны завод вновь приступил к выпуску гражданской продукции.

С 1948 года освоили производство трамваев модели КТМ-1 и КТП-1 разработки Мытищинского завода.

Вагоны КТМ-1 были первыми советскими вагонами, изначально предназначенными для работы на нетупиковых линиях, т.к. были односторонними.

Это были также первые советские вагоны с широкими четырехстворчатыми распашными дверьми с пневмоприводом и большими накопительными площадками.

Вагоны устанавливали на тележку с жесткой базой в 3,4 метра с рессорно-пружинным подвешиванием. В качестве тяговых двигателей использовали моторы марки ДК-254А мощностью 50 кВт.

5 февраля 1960 года вышло распоряжение Челябинского совнархоза о создании на заводе специального конструкторского бюро трамваестроения.

Начался выпуск вагонов модели КТМ-2 и КТП-2 уже собственной разработки.

По техническим и эксплуатационным характеристикам они не особенно отличались от своих предшественников КТМ/КТП-1.

Завод в 1964 году перешел в Министерство общего машиностроения.

 

Ранее выпускаемые двухосные трамвайные вагоны морально устарели и в 1969 году освоили производство новых вагонов модели 71-605.

Эта модель стала самой массовой моделью трамваев в мире. Всего за более чем 20 лет было выпущено свыше 14 тысяч таких вагонов.

В 1991 году КТМ-5 были сняты с производства.

Первый прототип трамвайного вагона модели КТМ 71-608К (КТМ-8) был изготовилина заводе в 1990 году и пришел на смену устаревшей модели трамвая КТМ 71-605 (КТМ-5).

Его серийное производство начали в 1991 году. Прежде всего новый трамвай отличался иной компоновкой кузова.

Теперь вагон имел не три, а четыре двери, причем первая и последняя были одностворчатыми, а две средних – двухстворчатыми. Трамваи КТМ-8 имели электрическое отопление салона, мягкие сиденья, красивую внутреннюю отделку, плавный ход, статические преобразователи.

На остановках в салоне было тихо, а по комфорту вагоны во многом превосходили чешские Татры-Т3.

В 1995 году появились первые усовершенствованные вагоны КТМ 71-608КМ (КТМ-8М). Технически же КТМ-8 и КТМ-8М были практически идентичны. Появилась возможность самостоятельного движения неисправного вагона с одной работающей тележкой.

Однако даже такая надежная в эксплуатации модель трамваев не могла устроить всех потребителей.

Заводские конструкторы разработали новые более перспективные трамвайные вагоны.

В их числе вагон для скоростных линий 71-611, вагон для колеи 1000 мм 71-615, вагон совместной разработки со знаменитой фирмой «Сименс» 71-616.

В последние годы самой значительной разработкой является модель вагона 71-619. Это современный трамвай, в конструкции которого применены все лучшие новинки мирового трамваестроения.

Трамвайные вагоны с уральской маркой эксплуатируются в 90 городах России и стран СНГ.

УКВЗ известен в России как производитель двигательных установок для различных космических аппаратов.

 

Это корабли серии «Союз», «Прогресс», «Космос» и другие.

По итогам работы в 9-ой пятилетке в 1976 году завод наградили орденом Знак Почета.

В 1967 году завод возглавил Догужиев Виталий Хусеейнович, будущий Министр общего машиностроения и зампредседателя Совета Министров СССР, Герой Социалистического труда.

В конце шестидесятых – начале семидесятых годов на заводе провели широкую реконструкцию производства. Построили новый трамвайный корпус, цех товаров народного потребления, новый корпус вспомогательных цехов, головная подстанция и многое другое.

Большой вклад в развитие города и завода внес назначенный в 1978 году директором Кирилычев Юрий Александрович – лауреат Государственной Премии СССР.

Благодаря его настойчивости в декабре 1979 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по оказанию помощи вагоностроительному заводу».

В развитии этого постановления Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Усть-Катав был отнесен к категории городов областного подчинения.

В городе начали строить новые микрорайоны. Строили школы, детские садоы, больничный комплекс, магазины и кафе. Появился новый корпус профессионально – технического училища, комбинат бытового обслуживания населения. Началось строительство спортивного комплекса.

В эти годы на заводе проходит конверсия военного производства.

 

В рамках конверсии начали выпускать оборудования для хлебопекарной и мясоперерабатывающей промышленности. Разработали и освоили производство большой номенклатуры изделий для нефтяников и газовиков.

С применением технологии спецпроизводства начали выпуск оседиагональных шнековых установок, которые с успехом применяются на объектах нефте – газового комплекса, а также коммунального хозяйства.

В 90-х годах прошлого века завод активно сотрудничал с организацией космических исследований (Индия).

Структура предприятия:

  • трамвайное производство,
  • производство специальной техники,
  • металлургическое производство,
  • инструментальное,
  • конструкторско – технологические службы,
  • экономическая служба,
  • служба эксплуатации,
  • отдел продаж,
  • вспомогательные службы.

Обладая мощным техническим потенциалом завод способен выполнить любые заказы потребителей по профилю производства.

В 1996 году завод возглавил Сазонов Владимир Николаевич, который до этого более 18 лет работал главным инженером.

В декабре 2002 года приказом главы Росавиакосмоса Коптева Ю.Н. назначен новый генеральный директор завода Абрамов Павел Викторович.

На сегодня персонал завода насчитывает 5 000 сотрудников

 

АО «УКВЗ»

АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова»

456040, Россия, Челябинская область,
г. Усть-Катав, ул. Заводская, 1
Телефон: (35167) 2-65-41
Факс: (35167) 2-55-48
Website: www.ukvz.ru

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще предприятия отрасли